Меню
официальный сайт
Подать записку
История Церкви Иоакима и Анны
Контакты
  • Икона Зачатия Анной Пресвятой Богородицы с частичками мощей святых и праведных Иоакима и Анны - эта икона посвящена празднику Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, который был установлен не позднее VII века. Большинство икон этого типа изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия, а внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются с поднятыми и молитвенно сложенными руками.​ В 2013 году храму были подарены мощи святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. В связи с этим прихожане храма начали еженедельно, по четвергам, совершать молебен с акафистом перед святыми мощами.​

  • Образ святителя Николая Чудотворца - один из центральных образов храма, которому посвящен отдельный придел. Среди особо почитаемых святынь храма также находятся два больших древних скульптурных изображения Николы Можайского «с мечем и градом» (городом).​

  • Икона Пресвятой Богородицы Скоропослушница, написанная и освященная на Святой горе Афон в Свято-Пантелеймоновом монастыре - этот образ имеет особую историю. Оригинал иконы «Скоропослушница» находится в афонском монастыре Дохиар и датируется X веком. Икона получила свое название в 1664 году после чудесного исцеления слепого трапезаря Нила, который услышал голос Богородицы, повелевавший не коптить ее образ. С тех пор икона называется «Скоропослушница», потому что Богородица обещала являть «скорую всем, притекающим к ней, милость и исполнение прошений».​ Афонская традиция изготовления списков иконы «Скоропослушница» в Пантелеймоновом монастыре была широко распространена. Такие иконы освящались на Афоне и передавались в различные храмы России. На обороте таких икон часто имелся штамп: «Благословение Св: Афонской горы и Русского Пантелеймонова Монастыря».​

  • Частички мощей святых - в храме хранятся частички мощей различных святых, что является традиционной практикой православных храмов для благоговейного почитания и молитвенного обращения к угодникам Божиим.
В храме находятся особо почитаемые святыни:
В отличие от многих православных храмов, новая церковь Иоакима и Анны никогда не закрывалась даже в советское время. В то время как в старой церкви размещался архив, в новом храме продолжались богослужения.​

Трагическая страница истории храма связана с репрессиями 1937 года, когда были расстреляны на Бутовском полигоне два священника храма: отец Кирилл Харитонович Чмель и отец Николай Александрович Сафонов.​

Сегодня храм ведет активную богослужебную жизнь под руководством благочинного Можайского церковного округа. В храме сохранились оригинальный трехъярусный иконостас с богатой золоченой резьбой и роспись времени постройки, которая была поновлена в конце 1980-х годов. Приход окормляет заключенных местных исправительных учреждений.

Храм святых праведных Иоакима и Анны в Можайске представляет собой уникальный архитектурно-исторический комплекс, объединяющий различные эпохи русского храмового зодчества - от древнерусской белокаменной архитектуры XIV века до эклектики XIX столетия. Благодаря сохранившимся святыням и непрерывной богослужебной традиции, храм остается важным духовным центром Можайска и местом паломничества верующи
Особую археологическую и архитектурную ценность представляет сохранившаяся северная стена древнего храма XIV века, которая сейчас является южной стеной церкви Леонтия Ростовского. Эта белокаменная стена считается одним из древнейших сооружений Московской области. На внутренней стороне стены видны следы портала, пилястры и цоколь, а снаружи - борозды от иконостаса и следы жертвенника.​
После Отечественной войны 1812 года был переведён от разорённой французами Ахтырской церкви и принёс с собой храмовую Ахтырскую икону Божией Матери. Благодаря ему один из приделов был переименован во имя Ахтырской Богоматери.

Архимандрит Дионисий (упоминается в 1878–1879 годах)
Архимандрит Можайского Лужецкого монастыря. 8 октября 1878 года освятил придел Ахтырской Божией Матери, а 14 января 1879 года — Придел Преподобного Сергия Радонежского

Первая половина XX века

Священномученик Кирилл Харитонович Чмель (1879–1937)
Священник Русской православной церкви, служивший в Иоакимо-Анновском храме в Можайске и расстрелянный на Бутовском полигоне в период Большого террора.

Священномученик Николай Александрович Сафонов, пресвитер (1900–1937)
Священномученик Николай родился 13 апреля 1900 года в городе Саратове в семье благочестивых мирян Александра и Евдокии Сафоновых, два сына которых выбрали путь служения Господу, став священниками. Николай окончил четыре класса Саратовской Духовной семинарии, когда произошла безбожная революция, и духовные образовательные учреждения были закрыты. С 1918-го по 1924 год Николай был учителем, а затем певчим на клиросе.

8 ноября 1926 года епископ Подольский, викарий Московской епархии Серафим (Силичев) рукоположил его во священника к Преображенскому храму в селе Спас-Купле Подольского уезда. В 1927 году отец Николай был переведен в Троицкую церковь Аристова погоста Богородского уезда и в том же году назначен настоятелем Покровского храма в Голиках на улице Малая Ордынка в Москве. В 1929 году безбожные власти закрыли Покровский храм и весь клир был священноначалием переведен в Благовещенский храм на улице Большая Ордынка или, как его сейчас называют, святителя Николая в Пыжах. В 1930 году отец Николай был награжден наперсным крестом.

21 ноября 1932 года священник был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. На следующий день следователь Байбус допросил священника. Отвечая на его вопросы, отец Николай сказал, что ведет переписку со своим братом, архимандритом Стефаном, сосланным «в Уральскую область за контрреволюцию, которую советская власть приписывает всему духовенству», но он никогда не писал в письмах, что в Москве поголовно арестовывают духовенство и закрывают церкви. «Никогда и ни у кого, – заявил отец Николай, – не собирались на квартирах и не обсуждали никаких политических вопросов. Я лично среди верующих не распространял никаких провокационных слухов о голоде, распаде колхозов. Также никому не говорил, что в Москве закроют большевики все церкви и скоро придет конец советской власти – власти антихриста. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю».

Для показаний против священника был вызван свидетель, который сказал: «Я человек верующий, часто хожу в церковь Николы в Пыжах, знаю там священника Николая Александровича Сафонова, у которого часто исповедовался. Сафонов человек настроенный контрреволюционно... Он также среди церковников распространял всевозможные контрреволюционные слухи... Сафонов имеет переписку со священниками, сосланными за контрреволюционную деятельность. Он мне показывал письма, в которых его брат писал, что в ссылке одно духовенство, люди мрут с голоду... Сафонов эти письма показывает не только мне, но и всем верующим и старается убедить своих прихожан, что его брат и все сосланное духовенство мученики за веру Христову... Видя, что в этой церкви служители религиозного культа занимаются антисоветской деятельностью, я перестал ходить в эту церковь приблизительно с месяц».

10 января 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Николая к трем годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Свирские лагеря.

Отец Николай был освобожден досрочно в 1934 году и назначен сначала в храм святителя Николая в Пыжах, а затем, в том же году, в храм Ризоположения. Однако, как бывшему в заключении, ему было запрещено проживание в Москве, и он был направлен в город Каширу настоятелем храма Всех святых и возведен в сан протоиерея. В 1937 году Кашира попала в режимную зону, в которой было запрещено проживание всех осужденных по политическим статьям, и в феврале 1937 года протоиерей Николай был назначен настоятелем храма святых и праведных Иоакима и Анны в городе Можайске.

Протоиерей Николай был арестован 5 декабря 1937 года; 6 и 7 декабря были допрошены в качестве свидетелей служивший вместе с ним диакон храма и некий рабочий. Диакон показал, что священники, собравшись однажды в алтаре, обсуждали, идти ли им по приходу, в котором состоят и ближайшие деревни, с молебнами или нет. Священник Сафонов заявил, что сейчас по приходу ходить нельзя, так как идет предвыборная кампания по выборам в Верховный Совет и священников могут заподозрить в срыве предвыборной кампании и арестовать. Рабочий же показал, что протоиерей Николай, приехав в Можайск, окружил себя духовенством, ранее отбывавшим срок за контрреволюционную деятельность. За время служения отца Николая приход значительно увеличился за счет монашек, духовенства и верующих.

7 декабря следователь допросил отца Николая.
– Какую контрреволюционную деятельность вы вели среди населения? – спросил он.
– Я никакой антисоветской агитацией среди населения не занимался и виновным себя не признаю. Мы разговаривали в алтаре по поводу хождения по приходу... Но ввиду уборочной кампании мы, чтобы не вызвать на себя нареканий граждан, по приходу не пошли, хотя и был престольный праздник.
9 декабря тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Сафонов был расстрелян 15 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Арефий Акимович Насонов, пресвитер (1888–1938)
Священномученик Арефа родился 24 октября 1888 года в селе Должик Житомирского уезда Волынской губернии в семье крестьян Иоакима и Анны Насоновых.
После окончания министерского училища и сдачи экзаменов, необходимых, чтобы занять должность сельского учителя, Арефа Акимович с 1913 года стал преподавать в селе Должик. Он женился на Агриппине Григорьевне Поляковой, окончившей гимназию и работавшей учителем. 1 августа 1914 года Арефа Насонов был рукоположен во священника к храму в том же селе, при этом он не оставил своих преподавательских занятий. Молодой священник отличился тем, что многих раскольников обратил в православие, за что особо уважался управлявшим Волынской епархией архиепископом Антонием (Храповицким).

В 1916 году отец Арефа переехал в село Голышево Ровенского уезда Волынской губернии и в этом же году эвакуировался в село Андреевку Чембарского уезда Пензенской губернии. Здесь он служил до 1931 года.

В 1931 году отец Арефа был арестован ОГПУ. Продержав священника две недели в заключении, власти отпустили его, так и не выдвинув никаких обвинений и ни разу не допрашивая.

После революции отец Арефа был лишен избирательных прав и семья его числилась лишенцами. С 1929 года священник облагался индивидуальным налогом, а в 1930 году за неуплату гособязательств у семьи была отнята корова.

В 1931 году отец Арефа перебрался в Можайск, где до 1932 года служил в храме святых Иоакима и Анны. Священник вместе с женой и семью детьми проживал в сторожке при церкви. Власти предприняли попытку закрыть храм, отняв у верующих ключи. Но эта попытка не удалась. Храм святых Иоакима и Анны один из немногих, который в советское время не закрывался.

3 сентября 1932 года отца Арефу арестовали и 4 сентября поместили в Бутырский изолятор, где он содержался все время следствия. Его обвинили в том, что он, будучи священником, «проживал в 3-х километровой зоне военсклада… систематически обрабатывал в антисоветском духе граждан, посещавших церковь». На следствии священник подтвердил, что он принадлежит «к течению тихоновцев». Все возводимые на него обвинения отец Арефа отверг, заявив, что виновным себя не признает.

Показания на него, кроме других лжесвидетелей, дал священник Феодор Казанский. Будучи допрошенным в качестве свидетеля, он сказал, что отец Арефа монархист, осуждает колхозное строительство и не может примириться с существованием советской власти, ожидает скорейшей ее гибели, и вообще, «Насонов является опасным элементом в условиях можайской действительности».

11 сентября 1932 года тройка ОГПУ приговорила священника Арефу Насонова к трем годам ссылки в Казахстан. Через 8 месяцев отец Арефа бежал из ссылки и уехал в Пензенскую область, где когда-то прожил около 15 лет. В Пензенской области он скрывался до 1936 года, но, видимо, уже не мог оставаться без службы и попросился у священноначалия на приход.

В 1936 году он был назначен служить в храм святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Бычки Сараевского района Рязанской области.
Власти вновь арестовали отца Арефу 19 декабря 1937 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
— Вы арестованы и обвиняетесь в том, что среди населения проводили антисоветскую агитацию, направленную против советской власти.
— Никакой агитации среди населения я не проводил.
— Вы даете ложное показание. Следствие располагает достаточными материалами, подтверждающими вашу антисоветскую агитацию. Требуем от вас правдивых показаний.
— Агитации я не проводил…
— Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
— Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю.

31 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Арефу к расстрелу. Священник Арефа Насонов был расстрелян 10 января 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

Советский и постсоветский период

Протоиерей Пётр Иванович Деревянко (1930–2009, настоятель 1987–2009)
Родился отец Петр в 1927 году в г. Сумы на Украине. Учился в средней школе г. Лебедина, после окончания — в сумском медтехникуме. С 1945 по 1951 гг. учился в Московском Богословском институте и Московской Духовной академии, которые закончил с отличием. С 1951 года началось церковное служение отца Петра в Киевской Духовной семинарии в качестве преподавателя и эконома. В том же году он повенчался с Верой Алексеевной Поляковой. В 1955 г. архиепископом Калининским Варсонофием (Гриневичем) отец Петр был рукоположен в сан пресвитера и определен настоятелем в церкви св. Иоанна Предтечи в г. Весьегонске. Затем до последнего места настоятельства в церкви святых Иоакима и Анны, где протоиерей Петр 22 года совершал пастырское служение, он трудился на многих приходах Подмосковья. Общее время пастырского служения отца Петра 54 года. За усердный труд на духовной ниве протоиерей Петр был награжден многими патриаршими наградами, в том числе в 1987 г. правом ношения митры, а в 2000 г. правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни». В 1984 г. отец Петр был награжден орденом прп. Сергия Радонежского III степени, в 2001 году — св. блгв. кн. Даниила Московского III степени, а в 2002 году — свт. Иннокентия, митрополита Московского, III степени.

Обстоятельства последних минут земной жизни почившего о Бозе служителя Церкви Христовой позволяют с полным основанием назвать его кончину блаженной. Как свидетельствуют очевидцы, отец Петр после совершения проскомидии, предстоя перед Святым Престолом, возгласил: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!» Неожиданно он упал, и через некоторое время, не приходя в сознание, отошел ко Господу.
Скорбная весть о кончине маститого священника была сразу же сообщена правящему архиерею Московской епархии митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. По благословению Владыки митрополита под руководством благочинного Можайского церковного округа игумена Даниила (Жирнова) были совершены все положенные по церковному уставу приготовления к погребению почившего священнослужителя. В течение трех дней перед гробом отца Петра совершалось непрестанное уставное чтение Святого Евангелия, в котором приняли участие все клирики Можайского благочиния, а также священнослужители из Москвы и других епархий, приехавшие проститься с почившим.

С благодарностью следует отметить, что для собратьев-священников возможность проститься с отцом Петром была связана с преодолением многочисленных затруднений, поскольку в самый день Святой Пасхи все клирики чрезвычайно заняты на своих приходах. Тем не менее, в Светлый понедельник 20 апреля, в день погребения протоиерея Петра, в храме святых богоотец Иоакима и Анны г. Можайска собрался многочисленный сонм духовенства. Божественную литургию и чин отпевания по благословению митрополита Ювеналия возглавил старший сын почившего архимандрит Петр (Поляков), клирик г. Москвы, в сослужении настоятеля Можайского Лужецкого Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря игумена Мефодия (Соколова) и многочисленного духовенства. Среди сослужащих священнослужителей был и младший сын отца Петра — иерей Алексий. За богослужением умилительно и торжественно пел хор Никольского собора г. Можайска под управлением игумена Даниила. За Литургией и отпеванием молились настоятельницы с сестрами Спасо-Бородинского и Колоцкого женских монастырей. В погребении принимал участие хор сестер святых обителей.

Отпевание почившего совершалось по особому пасхальному чину. Разрешительную молитву прочитал старший брат почившего протоиерей Евгений Деревянко. Прощание с усопшим проходило при пении стихир Святой Пасхи. После прощания гроб с телом покойного при пении Пасхального канона был обнесен священнослужителями вокруг храма.

Во время совершения Литургии, отпевания и погребения почившего священнослужителя Пасхальная радость и ликование смягчили скорбь невосполнимой утраты. Родные и близкие, собратья священники, сестры Успенского Колоцкого и Спасо-Бородинского женских монастырей, прихожане храма, где более 20 лет совершал свое служение отец Петр, его многочисленные духовные чада, представители администрации и общественных организаций г. Можайска, руководители Союза писателей России, членом и духовным наставником которого состоял почивший, деятели культуры, представители казачества и правоохранительных учреждений г. Можайска, которых он духовно окормлял, все присутствующие в храме богомольцы были преисполнены духовного утешения от сознания того, что Господь призвал своего верного раба и служителя к вечной жизни в дни Святой Пасхи.

После отпевания траурный кортеж направился к месту погребения почившего протоиерея Петра в деревне Тесово, в 10 километрах от г. Можайска, где по благословению митрополита Ювеналия протоиерей Петр Деревянко был погребен за алтарем храма святого великомученика Димитрия Солунского. Этот храм был восстановлен из руин духовными чадами почившего — благочестивой семьей Ковалевых.

«Много доброго вспоминается в эти радостные Пасхальные дни из жизни нашего духовного отца протоиерея Петра Деревянко, наставника и брата, кому отдаем последнее целование, провожая его по последней земной дорогое в Горний Иерусалим», — говорится в некрологе Союза писателей России, опубликованном в день Святой Пасхи, — «Веруем, что душа нашего дорогого батюшки Петра во благих водворится. Мы приветствуем его в эти светлые дни Христовой Пасхи: «Христос воскресе!», — и слышим его неизменно добрый голос: «Воистину воскресе Христос!»

После погребения все богомольцы были приглашены на поминальную трапезу, во время которой присутствующие поделились своими воспоминаниями о почившем служителе Церкви. Пением «Вечной памяти» и пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» закончилось молитвенное прощание с блаженно почившим протоиереем Петром Деревянко. Вечная ему память!
Лучшим утешением о почившем служителе алтаря Господня будет для всех, чтущих его светлую память, следование увещанию святого апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые глаголали вам слово Господне, и взирающе на кончину их, подражайте вере их»

Протоиерей Александр Михайлович Гудов (1971–2024, настоятель 2009–2024)
Родился 16 февраля 1971 года в селе Русская Ивановка Одесской области. В 9 лет переехал в Можайск. Окончил медучилище, работал фельдшером на скорой помощи. Рукоположен в 1996 году архиепископом Можайским Григорием. С 1996 по 1999 годы служил в разных храмах Можайска, был исполняющим обязанности благочинного. В 2009 году назначен настоятелем храма Иоакима и Анны. В 2012 году окончил Московскую духовную семинарию. Скончался 18 июля 2024 года после продолжительной болезни.

Иерей Андрей Сергеевич Авсиевич (с 2024 года)
Светское образование - н/высшее 2012 - МГУТУ
Духовное образование - семинария 2024-КДС
Хиротонисан - 12 января 2023 года, Архиепископом Одинцовским и Красногорским Фомой в Никольском соборе г.Можайск.
День тезоименитства - 13 декабря.
Современный храм имеет два придела: в честь преподобного Сергия Радонежского и Ахтырской иконы Божией Матери. История появления Ахтырского придела связана с событиями Отечественной войны 1812 года. После изгнания французов священник Дионисий был переведен от сожженной неприятелем Ахтырской церкви, сохранив храмовую икону. В память об этом один из приделов был переименован во имя Ахтырской Богоматери.​
В 1867 году древний белокаменный храм был практически полностью разобран из-за ветхости, за исключением северной стены. На его месте в 1867-1871 годах по проекту выдающегося архитектора Казимира Викентьевича Гриневского был возведен новый храм.​

Гриневский (1825-1885) был известным русским архитектором, окончившим с отличием Петербургское строительное училище в 1847 году. Среди его работ - храм Всех Святых в Серпухове, Комиссаровское техническое училище в Москве, церковь Владимира в Старых Садах и другие значимые постройки.​

Новый храм был построен в псевдорусском стиле из кирпича с деревянным барабаном, обшитым железом и увенчанным небольшим шатром. Архитектурный декор представляет собой причудливое смешение стилей барокко, классицизма и псевдоготики. В 1892 году к храму была пристроена эклектичная колокольня с декоративным шатром по проекту архитектора П.Г. Егорова.​
После упразднения монастыря в 1770-х годах древний придел Леонтия Ростовского был капитально перестроен и расширен. Уникальность этой перестройки заключалась в том, что сверху придела была поставлена ротондальная колокольня с круглым куполом и маленькой главкой, что создало редкий тип церкви «под звоном». Вместо четырех малых глав ротонда была окружена четырьмя псевдоготическими башенками, верха которых позднее были утрачены.​
Ныне существующая церковь во имя святых Иоакима и Анны была построена в 1867–1871 годах по проекту архитектора Казимира Гриневского. Рядом с храмом возвышается колокольня, строительство которой было завершено к 1892 году по проекту П. Г. Егорова. Храм имеет два придела: Никольский и в честь Ахтырской иконы Божией Матери.
Монастырь впервые упоминается в документах XVI века, причем уже в грамоте 1504 года он обозначался как «старая межа», что свидетельствует о его древности. В период расцвета монастырь включал в себя каменный собор Иоакима и Анны с двумя приделами - Воскресения Христова и святителя Леонтия Ростовского. На территории также находилась деревянная шатровая трапезная церковь Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), Святые ворота, две кельи игумена и шесть келий братских.​

В 1675 году монастырь пострадал от пожара, в результате которого была утрачена деревянная церковь. В 1676 году обитель была приписана к Лужецкому монастырю, а в 1764 году Якиманский монастырь был окончательно упразднен указом Екатерины II в рамках монастырской реформы.​
Храм святых праведных Иоакима и Анны в Можайске имеет глубокую историю, уходящую корнями в конец XIV века. Первый каменный белокаменный храм был построен в 1390-х годах на месте современного церковного комплекса. Этот древний собор являлся центральным храмом Якиманского (Иоакимо-Анненского) монастыря, который был одним из десяти монастырей, образовавших защитное кольцо вокруг Можайского кремля.​
Советский период и современность
Уникальная белокаменная стена
История настоятелей храма
Святыни храма
Приделы храма
Современный храм Казимира Гриневского
Архитектурные преобразования XVIII века
Строительство современного храма
Якиманский монастырь